Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ.Русский язык. Задание 15.1. Роль знаков препинания.




 

знаки

В задании 15.1. может быть дана цитата о роли знаков препинания в письменной речи. Предлагаю информацию о  роли каждого знака препинания, об интонации при нём. Её можно использовать при написании сочинения.

ЗАПЯТАЯ.

На месте запятой делается небольшая пауза что позволяет что-то подчеркнуть, выделить. Интонация перечисления или выделения чего- либо.

  • Разделяет однородные члены.
  • Разделяет простые предложения в составе сложного.
  • Выделяет обособленные члены, обращения, вводные слова.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Пауза делается чуть более длительная, чем при запятой и чуть короче, чем при точке.

  • Указывает на то, что именно здесь граница частей сообщения.
  • Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части высказывания.
ДВОЕТОЧИЕ.

Произносится с интонацией ожидания пояснения, конкретизации чего-либо, делается более длительная пауза. Перед двоеточием происходит повышение тона.

  • Ставится перед однородными членами после обобщающего слова.
  • Ставится между простыми предложениями в бессоюзном сложном, если вторая часть поясняет, дополняет или указывает причину того, что происходит в первой.
ТИРЕ.

Создает эффект интонационной неожиданности, пауза при тире более длинная. В словах, стоящих до тире, голос повышается, а в словах , стоящих после тире, понижается.

  • Ставится пред обобщающим словом после однородных членов.
  • Тире ставится и в бессоюзном сложном, если значение противопоставления, дополнения, быстрой смены событий, следствие чего-либо.
  • Ставится на месте пропуска слов.
  • Может ставиться между подлежащим и сказуемым.
МНОГОТОЧИЕ.

Интонационно на месте многоточия делается длительная пауза. Это «пауза молчания», «пауза прерванной речи».

  • Обозначает недосказанность чего-либо.
  • Используется, если передаётся взволнованность, эмоциональное напряжение.
  • Указывает на неполноту информации.
  • Может указывать на скрытый смысл сказанного.
ТОЧКА.

Интонация завершения высказывания. Постепенное, спокойное понижение тона к концу предложения.

  • Знак обозначает законченность предложения, завершённость мысли.
  • Может передать твёрдость, чёткость, даже жёсткость высказывания.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ  ЗНАК.

Интонация при восклицательном знаке самая различная, это зависит от эмоций, которые переживает человек. Это знак эмоциональности, взволнованности, выражения определённых чувств. Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

  • Эмоции: радость, восхищение, удивление, восторженность, изумление, негодование, раздражение, недовольство, тревога и другие.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

  • Данный знак показывает, что желают получить какую-то информацию, ответ на свой вопрос, объяснение.
СКОБКИ.

Информация , данная в скобках, произносится более быстрым темпом как бы бегло. Слова, взятые в скобки, произносятся тоном ниже, чем тот, на котором прервалась предыдущая речь, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.

  • Скобки выделяют второстепенную информацию, поясняющую, дополняющую основную.
  • Слова, заключенные в скобках, звучат как самостоятельная мысль, уточняющая ту или иную деталь сообщения.
КАВЫЧКИ.

Интонация выделения информации. Слова, стоящие в кавычках, интонационно подчеркиваются, выделяются с помощью пауз, некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

  • Используются для обозначения цитаты, дословной передачи чьи-то слов.
  • Кавычками обозначают слова в переносном смысле.
  • Кавычками выделяются названия книг, газет, журналов и т.п. Перед и после названия, стоящего в кавычках, делается небольшая паузу и несколько выделяется ударением название.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

К/р №3 по английскому, вариант 5 (LONDON UNDERGROUND)
Яндекс.Метрика